ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» В ГУО «ГАНЦЕВИЧСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ» НА 2023/2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со специальной школой-интернатом, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.
Задачи:
- Формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
- Формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
- Обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
- Организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и специальной школы-интерната.
Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.
Направления работы Родительского университета:
I. Организационное:
- формирование очной и дистанционной форм обучения в Родительском университете;
- разработка «Интернет-сайта родительского университета»;
- создание в популярных социальных сетях («ВКонтакте», «Одноклассники», «Facebook») Интернет-ресурсов для размещения информации о деятельности Родительского университета (анонс предстоящих встреч, новости о прошедших встречах, материалы образовательного характера для родителей и т.д.).
II. Информационно-просветительское:
- презентация содержания программы и мероприятий Родительского университета;
- организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания:
- правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи;
- психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания, обучения ребенка;
- гражданское: о путях развития образования, гимназии.
-консультирование родителей по юридическим, психолого-педагогическим и другим проблемам.
III. Содержательное:
- научно-методическое обеспечение формирования психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества;
- расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом.
Воспитательная деятельность Родительского университета строится:
- на оценке родителями собственного жизненного опыта;
- на приобретении новых познаний в опоре на собственные внутренние резервы;
- на стабильном общении детей и их родителей;
- на формировании атмосферы поиска новых знаний;
- на самосовершенствовании родителей через осознание ими индивидуального взгляда на ребёнка;
- на развитии творческих способностей членов семьи;
- на умении видеть результаты развития детей;
- на умении видеть трудности и искать пути их преодоления, выстраивать лестницу успеха.
Работа Родительского университета организуется с учётом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трем ступеням:
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» – для родителей учащихся I-V классов,
II ступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся VI-IX классов,
III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» – для родителей учащихся X-XII классов .
Предлагаемые направления способствуют включению родителей в активное сотрудничество со специальной школой-интернатом в решении проблем семейного воспитания. Организация взаимодействия с родителями учащихся в рамках Родительского университета позволит объединить усилия родителей, педагогов, педагога-психолога, педагога социального и других специалистов по организации конструктивного диалога в поиске ответов на актуальные вопросы семейного воспитания.
№ п/п
|
Мероприятия
|
Сроки
|
Ответственные
|
1. Групповое и индивидуальное консультирование родителей
|
1.2
|
Круглый стол «Портрет современного подростка».
|
22.09.2023
|
Галичихина Е.И.
|
1.3.
|
Консультация «Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять»
|
20.10.2023
|
Галичихина Е.И.
|
1.4
|
Консультация «Роль родителей в воспитании ребенка»
|
17.11.2023
|
Галичихина Е.И.
|
1.5
|
Консультация «Предотвращение отчужденности между родителями и детьми»
|
16.12.2023
|
Галичихина Е.И.
|
1.6
|
Консультация «Об уважении к старшим»
|
18.01.2024
|
Крупенич Т.В.
|
1.7
|
Консультация «Ответственное родительство – залог благополучия семьи»
|
16.02.2024
|
Крупенич Т.В.
|
1.8
|
Значение семейных праздников в формировании и развитии ребенка
|
19.03.2024
|
Крупенич Т.В.
|
1.9
|
Главные правила здорового образа жизни
|
16.04.2024
|
Крупенич Т.В.
|
1.10
|
Трудовое воспитание детей в семье
|
24.05.2024
|
Крупенич Т.В.
|
2. Проведение вебинаров, лекций, встреч, круглых столов, психолого-педагогических занятий
|
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»
– для родителей учащихся I-V классов,
|
2-ой класс
|
2.1
|
Вебинар « Адаптация учащихся в 1-м классе»
Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. Причины социально-психологической дезадаптации. Помощь ребенку в адаптации к школе
|
сентябрь
(29.09.23)
|
Каско А.Н.,
Галичихина Е.И.
|
2.2
|
Тема 2. Режим дня ученика. Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника.
|
ноябрь
( 27.10.23)
|
Каско А.Н.,
Галичихина Е.И.
Равинская О.И.
Фесюк Е.П.
|
2.3
|
Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка.
Ценности, традиции и обычаи семьи. Значение примера родителей в воспитании ребенка. Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться
|
январь
(19.01.2024)
|
Каско А.Н.,
Крупенич Т.В.
Равинская О.И.
Фесюк Е.П.
|
2.4
|
Тема 4.Положительные эмоции в жизни школьника.
Эмоции в нашей жизни. Значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности. Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребенка
|
апрель
(26.04.2023)
|
Каско А.Н.,
Равинская О.И.
Фесюк Е.П.
Крупенич Т.В.
|
3-ий класс
|
2.5
|
Тема 1. Как родители могут помочь ребенку учиться. Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребенка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребенка
|
сентябрь
( 22.09.23)
|
Способ А.А.,
Равинская О.И.
Фесюк Е.П.
Крупенич Т.В.
|
2.6
|
Тема 2. Главные правила здорового образа жизни.
Здоровье школьника и его успехи в учёбе. Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов. Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции. Роль семьи в физическом воспитании детей. Кодекс семейного здоровья
|
октябрь
( 27.11.23)
|
Способ А.А
Равинская О.И.
Фесюк Е.П.
Крупенич Т.В.
|
2.7
|
Тема 3.Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка.
Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия.
Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребенка
|
январь
( 26.01.24.)
|
Способ А.А.,
Равинская О.И.
Фесюк Е.П.
Корзун Е.В.
|
2.8
|
Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье.
Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика. Как научить современного ребенка трудиться
|
апрель
( 19.04.24)
|
Способ А.А
Равинская О.И.
Фесюк Е.П.
|
5-й класс
|
2.9
|
Тема 1. Значение школьной отметки в жизни ребёнка.
Отметка и оценка знаний учащихся. Критерии оценки. Влияние оценки на самооценку учащихся. Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям
|
сентябрь
( 29.09.23)
|
Ленковец Н.И.,
Локтыш И.С.,
Пазгалева Л.В.
|
2.10
|
Тема 2. Психологические и физиологические особенности младших школьников.
Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. Особенности межличностного общения. Самооценка младших школьников
|
октябрь
( 27.10.23)
|
Ленковец Н.И.,
Локтыш И.С.,
Пазгалева Л.В.
Галичихина Е.И.
|
2.11
|
Тема 2. Как научить своего ребенка жить в мире людей.
Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формирование правил поведения и хороших манер. Культура личности: культура внешности, общения, речи. Эффективное общение: основные составляющие
|
декабрь
(22.11.23)
|
Ленковец Н.И.,
Локтыш И.С.,
Пазгалева Л.В.
Галичихина Е.И.
|
2.12
|
Тема 3. Возрастные психофизиологические особенности учащихся 5-го класса.
Познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти. Личностные особенности младших школьников.
|
январь
(26.01.24.)
|
Ленковец Н.И.,
Локтыш И.С.,
Пазгалева Л.В.
Крупенич Т.В.
|
2.13
|
Тема 4. Книги в жизни школьника.
Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире
|
апрель
(27.04.24)
|
Ленковец Н.И.,
Локтыш И.С.,
Пазгалева Л.В.
Мальсагова М.В.
|
II ступень – «Мой ребенок – подросток»
для родителей учащихся VI-IX классов
7-ой класс
|
2.14
|
Тема 2. Профилактика правонарушений подростков.
Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений. Подростки «группы риска»
|
сентябрь
( 28.09.23)
|
Железная И.Е.,
Локтыш И.С.,
Пазгалева Л.В.
|
2.15
|
Тема 2. Ребенок среди сверстников
Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. Потребности ребенка в признании и самореализации. Проблемы лидерства. Развитие способности к сотрудничеству как предпосылка успешности в жизни. Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками
|
ноябрь
(30.11.23)
|
Железная И.Е.,
Локтыш И.С.,
Пазгалева Л.В.
|
2.16
|
Круглый стол. Ваш ребенок вырос.
Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста
|
январь
( 18.01.24)
|
Железная И.Е.,
Локтыш И.С.,
Пазгалева Л.В.
Крупенич Т.В.
|
2.17.
|
Тема 4.Меры наказания и поощрения в современной семье.
Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета
|
апрель
(19.04.24)
|
Железная И.Е.,
Локтыш И.С.,
Пазгалева Л.В.
|
9-ый класс
|
2.18.
|
Тема 1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи.
Ребенок и удовлетворение его потребностей в семье. Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в семье. Типы семейного воспитания и их характеристика. Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Нравственные традиции и обычаи. Ценности семьи как основа воспитания ребенка
|
сентябрь
(21.09.23)
|
Муха Т.А.,
Борисевич Р.Н.,
Вайтишкевич Л.Е.
Галичихина Е.И.
|
2.19
|
Круглый стол Профилактика проблемного поведения подростков.
Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков.
|
Ноябрь
( 30.11.23)
|
Муха Т.А.,
Борисевич Р.Н.,
Вайтишкевич Л.Е.
Корзун Е.В.
|
2.20
|
Вебинар Безопасность подростков в сети Интернет.
Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях
|
январь
( 25.01.24)
|
Муха Т.А.,
Борисевич Р.Н.,
Вайтишкевич
|
2.21
|
Тема 4. Организация летнего отдыха подростков.
Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период
|
май
(27.04.24)
|
Муха Т.А.,
Борисевич Р.Н.,
Вайтишкевич
|
III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник»
для родителей учащихся X-XI классов
|
11-ый класс
|
2.22
|
Тема 1. Жизненные цели подростков.
Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение.
Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей
|
сентябрь
(29.09.23)
|
Костюкевич И.Н.
Гринько В.Л.,
Симонович Н.С.
|
2.24
|
Тема 2. Профилактика правонарушений подростков.
Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений. Подростки «группы риска»
|
ноябрь
( 17.11.23)
|
Костюкевич И.Н.
Гринько В.Л.,
Корзун Е.В.
|
2.23
|
Круглый стол. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста
Жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье.
Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком
|
январь
(26.01.24)
|
Костюкевич И.Н.
Гринько В.Л.
Крупенич Т.В.
Симонович Н.С.
|
2.24
|
Тема 4. Как повысить учебную мотивацию подростков.
Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением? Мотивация на успех
|
апрель
( 27.04.24)
|
Костюкевич И.Н.
Гринько В.Л.
Симонович Н.С.
Крупенич Т.В.
|
12-ый класс
|
2.25
|
Тема 1.Портрет современного подростка.
Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Личностные особенности и особенности общения. Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе
|
сентябрь
(15.09.23)
|
Ярохович С.А.,
Минич Т.И.,
Зеленко И.Н.
|
2.26
|
Тема 2. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять.
Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье. Профилактика вредных привычек
|
ноябрь
( 17.11.23)
|
Ярохович С.А.,
Минич Т.И.,
Зеленко И.Н.
Галичиина Е.И.
|
2.27
|
Тема 4. Профессиональная ориентация . Как помочь подростку выбрать профессию?
Профессиональные намерения и возможности учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростком. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии? Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков
|
январь
(20.01.24)
|
Ярохович С.А.,
Минич Т.И.,
Зеленко И.Н.
Крупенич Т.В.
|
2.28
|
Тема 2. Агрессия, её причины и последствия.
Формы агрессивного поведения подростков. Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми.
Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка
|
март
(20.04.24)
|
Ярохович С.А.,
Минич Т.И.,
Зеленко И.Н.
Крупенич Т.В.
|
2.29.
|
Тема 4. Как помочь подростку в период подготовки к экзаменам?
Профилактика экзаменационного стресса. Факторы, усиливающие и снижающие тревогу. Как помочь старшекласснику справиться с тревогой (мнемотехники, приемы концентрации внимания и приемы расслабления в стрессовой ситуации).
Сотрудничество родителей и педагогов в период подготовки старшеклассников к экзаменам. Помощь в подготовке к экзаменам: правила для родителей выпускников. Режим учебного труда и отдыха в
|
май
(15.05.24)
|
Ярохович С.А.,
Минич Т.И.,
Зеленко И.Н.
|
III 3. Работа с родителями в шестой день недели
|
3.1
|
Творческое мероприятие СБО "Осенний коктейль"
|
22.10.23
|
Ермолова Т.В.,
воспитатели
|
3.2
|
09.10.2023-22.10.2023 Декада родительской любви
Мероприятие «Папа может все на свете», посвященное Дню отца
|
23.10.23
|
Педагог-организатор
воспитатели
|
3.3
|
Праздничные мероприятия в классах и группах «Любовью своей материнской красива каждая мама на свете»
|
13.10.2023
|
Воспитатели
|
3.4
|
Общешкольный новогодний праздник «Сказка для новогодней ёлки»
|
22.12.23
|
Зам.дир.по УВР воспитатели
|
3.5
|
Спортивный праздник для пап «Богатырские забавы", посвященная Дню защитников Отечества»
|
25.02.24
|
Мальсагова М.В.,
Учителя физ.воспитания
воспитатели
|
3.6
|
Познавательный экскурс «Мой дом – моя семья»
|
25.03.24
|
Мальсагова М.В
|
3.7
|
Семейное библиотечное кафе "Папа, мама и я – читающая семья"
|
08.04.24
|
Мальсагова М.В,
воспитатели
|
3.8
|
Фестиваль детского творчества«Радуга талантов» Отчетный концерт, выставка руководителей кружков.
|
27.05.24
|
Мальсагова М.В., воспитатели
|
4. Проведение родительских собраний
|
4.1
|
Особенности образовательного процесса в специальной школе-интернате в 2023/2024 учебном году
|
01.09.23
|
Администрация, классные руководители
|
4.2
|
Взаимодействие семьи и школы-интерната в формировании ответственного и безопасного поведения учащихся
|
08.09.23
|
Администрация, классные руководители
|
4.3
|
Взаимодействие семьи и школы-интерната в формировании здорового образа жизни у учащихся
|
27.10.23
|
Администрация, классные руководители
|
4.4
|
Совместная деятельность школы и родителей по обеспечению безопасности учащихся, в том числе в каникулярный период
|
22.12.23
|
Администрация, классные руководители
|
4.5
|
Взаимодействие гимназии и заинтересованных ведомств в формировании информационной культуры учащихся
|
29.03.24
|
Администрация, классные руководители
|
4.6
|
Организация летней оздоровительной кампании, виды летней занятости учащихся
|
25.05.24
|
Администрация, классные руководители
|
5. Взаимодействие с заинтересованными ведомствами
|
5.1
|
Участие в интерактивных занятиях на базе ГУО «Ганцевичский СПЦ»
|
Ежемесячно
|
Классные руководители, СППС
|
5.2
|
Приглашение представителей заинтересованных ведомств на встречи с родительской общественностью
|
Ежемесячно
|
Классные руководители, СППС
|
5.3
|
Участие в районных родительско-педагогических чтениях
|
|
Администрация, классные руководители
|
5.4
|
Размещение публикаций о реализации проекта на сайте школы-интерната.
|
Постоянно
|
Администрация, классные руководители
|
6. Проведение конкурсов
|
6.1
|
Участие родителей и учащихся в турнире по шашкам
|
01.09. – 15.09. 2022
|
Классные руководители 8-10 классов
|
6.2
|
Участие родителей и учащихся в конкурсе поделок из природного материала «Осенний коктейль»
|
17.10-23.10.2022
|
Классные руководители 1-12 классов
|
6.3
|
Конкурс творческих работ «Самым милым», посвященный Дню матери
|
08.10. – 16.10. 2022
|
Классные руководители 8-12 классов
|
6.4
|
Выставка-конкурс «Из отходов –в искусство»
|
16.01.- 22.01.2023
|
Классные руководители 1-12 классов
|
6.5
|
Участие в совместных спортивных соревнованиях
|
12.11.2022,
15.02.2023
16.04.2023
|
Классные руководители 1-12 классов
|
7.1. Участие в реализации программы «Гармония» на базе ГУО «Социально-педагогический центр Ганцевичского района»
Организация участия родителей из семей, дети в которых признаны находящимися в социально опасном положении, или ранее признавались находящимися в социально опасном положении, в тематических встречах (согласно отдельному плану)
8. Мониторинг результативности проекта
Мониторинг результативности проекта осуществляется посредством проведения анкетирования родителей, законных представителей учащихся, педагогических работников.