Отдел по образованию Ганцевичского райисполкома
Государственное учреждение образования

"Ганцевичская специальная школа-интернат"

учителя-дефектолога

Взаимосвязь учителя – дефектолога школы – интерната и семьи

Работа учителя – дефектолога во вспомогательной школе занимает важное место в процессе коррекции нарушения развития ребенка с ОПФР. Нарушения речи обучающихсяс недоразвитием интеллекта являются очень распространенными и имеют стойкий характер.
Нарушение речи – это отклонения в речи говорящего в процессе речевой деятельности от языковой нормы.
Различные недостатки речи среди детей с недоразвитием интеллекта встречаются значительно чаще, чем среди детей развивающихся в соответствии с нормой.
Это обусловлено комплексом причин:
• Органические - локальное или очаговое поражение коры головного мозга, недоразвитие отделов головного мозга (страдают речевые зоны Брокка, Вер-нике).
• Функциональные причины связаны с нарушениями в ЦНС процессов воз-буждения и торможения.
• Психогенные причины - воздействие эмоционального потрясения (положи-тельного или отрицательного характера), психологические переживания (сильнейший испуг, утрата родственника).
• Социальные причины – все случаи неадекватной речевой среды (дефекты речи у родственников, глухие родители – ребенок растет в среде молчания, ум-ственная отсталость в семье).
Последние годы 100% детей, поступающих в 1 класс специальных школ, имеют выраженные дефекты устной и (или) письменной речи и, нуждающихся в коррекционной логопедической помощи. При этом нарушения речи у школьников с недоразвитием интеллекта носят системный характер т. е. затрагивают зву-копроизношение, звукоразличение, словарный запас, грамматический строй речи, связную речь, нарушения смысловой стороны речевой деятельности, кода дети не понимают смысла слова или высказывания, не могут проанализировать ситуацию, сделать выводы.
У наших ребят наблюдается снижение потребности в речевом общении.
Дети с недоразвитием интеллекта долго не различают звуки речи, не разграничивает слова, произносимые окружающими, недостаточно точно и четко воспринимает речь окружающих. Другими словами, когда Вы обращаетесь к ребенку с просьбой или просто что-то ему рассказываете, объясняете, он может совершенно Вас не понимать, понимать сказанное Вами лишь частично или по-нимать смысл Ваших высказываний искаженно.
Речь у большинства наших детей развивается с большим отставанием, очень медленно. Многие из них начинают произносить отдельные искаженные слова лишь на 3-5 году жизни, в речи преобладают одно-двусложные слова, чаще существительные. Запас слов крайне ограничен. Дети не знают названий многих предметов, явлений окружающего их мира, особенно названий отдельных частей предметов. Названия действий и особенно качеств предметов встречаются в активном словаре ребенка очень редко.
Появление фраз в речи так же значительно запаздывает. В 6-8 лет ответы ребенка чаще одно – двухсловные. Связная речь на низком уровне развития. Пересказ текста даже по наводящим вопросам вызывает затруднения, дети не понимают смысла прочитанного, пропускают многие важные части текста, передают содержание упрощенно. Часто на основе случайных ассоциаций они добавляют события, детали, которые отсутствуют в тексте. Рассказ по серии сюжетных картинок подменяют перечислением изображенного на каждой картинке, не устанавливают взаимосвязи. Связные тексты часто состоят из отдельных фрагмен-тов, не составляющих единого целого, и характеризуются краткостью и сжатостью изложения.
У детей с интеллектуальной недостаточностью нарушения звукопроизношения являются полиморфными. Коррекция нарушений звукопроизношения является более сложным и длительным процессом, чем у детей с нормой. На постановку одного звука может уходить от нескольких месяцев до нескольких лет, в особо тяжелых случаях, а автоматизация звукарастягивается на 1,5-3 года. Основной причиной являются особенности высшей нервной деятельности, отсутствие контроля за собственной речью, за правильностью произношения.
Речь у детей часто монотонная, маловыразительная, лишена сложных и тонких эмоциональных оттенков, в одних случаях замедленная, в других – ускорен-ная, голос тихий, слабый или крикливый, резкий. Бывают случаи полного отсутствия голоса.
При логопедической диагностике нарушение речи у детей с особыми образовательными потребностями определяются как СИСТЕМНОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (тяжелой, средней, легкой степени тяжести). Наряду с общим недоразвитием речевой моторики у этих детей нередко имеются параличи, парезы речевой мускулатуры, аномалии в строении артикуляционного аппарата.
При регулярной, систематической коррекционно-педагогической работе к старшим классам, у большинства обучающихся, вспомогательной школы про-исходит коррекция звукопроизношения, просодических компонентов речи (нормализуется темп, ритм). Наблюдается положительная динамика в развитии ак-тивного словарного запаса, развитии связной речи, но грамматический и смысловой уровни развития речи никогда не достигают нормы.
В нашей школе занятия с учителем - дефектологом посещают обучающиеся с 1 по 7 классы. С ними проводятся групповые, подгрупповые и индивидуальные занятия.
Содержание коррекционно – педагогического занятия включает в себя следующие направления:
1. Развитие общих речевых навыков (дыхательная гимнастика, упражнения на развитие силы голоса, ритма, темпа, интонационной выразительность речи).
2. Развитие общей моторики; координации движений (речь с движениями).
3. Развитие мелкой моторики (массаж, самомассаж, пальчиковая гимнастика, пальчиковый игротренинг, работа с мозаикой, вырезывание, штриховка и др.)
4. Развитие высших психических функций (внимание, зрительное и слуховое восприятие, память, мышление).
5. Обязательный комплекс общей артикуляционной гимнастики. Индивидуальные комплексы артикуляционной гимнастики для подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков. Постановка, автоматизация поставленных звуков.
6. Работа над слоговой структурой слова.
7. Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа и синтеза (от простого к сложному).
8. Развитие лексики (обогащение активного словаря существительных, прилагательных, глаголов…).
9. Развитие связной речи (простые, распространенные предложения, пересказ, составление рассказов по картинке…).
10. Развитие грамматического строя речи.
11. Задания и упражнения направленные на профилактику или устранение нарушений чтения и письма.
12. С учащимися младших классов проводится работа по развитию графомоторных умений.
В процессе взаимодействия с семьями довольно часто выявляется, как мало родители уделяют должного внимания преодолению речевого нарушения у ребенка: не замечают недостатков в его речи, не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом все исправится. Обеспечение тесной взаимосвязи между родителями и педагогическим коллективом - важнейший аспект в коррекционно-образовательной деятельности школы. Целенаправленная, систематически спланированная, комплексная работа педагогического коллектива и осознанная заинтересованность родителей – значительно повышает результативность обучения. Хаотичность воспитательных воздействий на ребенка в семье и перекладывание ответственности за речевые успехи ребенка на логопеда и учителей не способствуют установлению уважительной позиции в общении между педагогами и ребенком, формируют у ребенка отрицательную или безразличную установку на педаго-гические воздействия.
Для того чтобы повысить уровень речевого развития ребенка, необходимо целенаправленно и систематически вести работу по речевому развитию детей, которая должна проводиться не только в школе, но и в семье.
Родители нередко сами отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов, так как не владеют необходимыми знаниями и умениями и достаточным количеством свободного времени для занятий с детьми дома. Отсюда возникает проблема: родителям необходимо получить определенный уровень знаний, умений по вопросам речевого развития детей.
Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной работе. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы логопеда и родителей. Мы должны стать сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи.
В нашей школе сложилась определенная система работы учителя - дефектолога с родителями, которая включает в себя:
• проведение индивидуальных консультаций дефектолога;
• проведение мастер - классов;
• проведение семинаров - практикумов, направленных на обучение родителей приемам коррекции речи детей;
• реализация «Школы для родителей»;
• информационные стенды;
• выпуск памяток и методичек для родителей по развитию и коррекции речи детей;

Я приглашаю родителей на индивидуальные занятия с ребенком, чтобы увидеть, как он занимается, что ему необходимо закрепить дома, над чем еще поработать.
Чем обусловлена необходимость взаимосвязи дефектолога и родителей? Прежде всего, несформированностью контроля, слабостью волевых процессов. Часто я сталкиваюсь с тем, что в условиях кабинета, под контролем деектолога ребенок пользуется полученными умениями, но перенести эти умения в повседнев-ную жизнь самостоятельно не может. Возможен и рецидивирующий тип течения нарушения речи, когда в после длительных пропусков занятий (особенно после летних каникул), утрачиваются приобретённые умения и работа по устранению и коррекции речи в начале каждого нового учебного года начинается практически с самого начала.
Мне хотелось бы разрушить иллюзию, весьма распространенную среди родителей, о возможности магического, “волшебного” разрешения всех проблем развития и воспитания ребенка только в результате посещения им коррекционных занятий. Какие бы значительные позитивные изменения в речи ребенка не происходили на занятиях с логопедом, они приобретут значение для ребенка лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию.
Никакая позитивная динамика в ходе коррекционно-педагогического воздействия не сможет привести к достижению планируемого эффекта, если изменения в речевом развитии ребенка не находят понимания, отклика, оценки у родителей, если значимые, авторитетные, любимые близкие взрослые не видят истинного смысла этих изменений.
Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей, которые в состоянии все речевые умения и навыки, полученные детьми во время занятий с логопедом, смогут закрепить в процессе повседневной жизни, используя для этого прогулки, экскурсии, уход за растениями и животными, помощь взрослым дома и на даче.
Такая организация работы позволяет не только успешно осуществлять коррекцию недостатков речи детей, но и обеспечивает успешное овладение ими учебной деятельностью.

Упражнения, способствующие развитию скорости и качества чтения

Упражнения на внимание

1. Присмотритесь к выделенным словам и найдите в них ответы на вопросы.
Какой цветок вручили чемпиону?
Какое блюдо приготовила стряпуха?
Как называют водный поток, у которого растёт гречка?
Куда забросили хомут?

2. Вычеркни все буквы, которые повторяются.
Ы Р М Т А О Н И Р П Т М Р А Н В Л О С Д
П Б Е О М Н М И А П Е Ч Т М Л А Р Ч М Б А О С И С Б И Ю А О Р Ч

3. Исправь ошибку.
Рог до ушей – хоть завязки пришей.
Два сапога – тара.
Ус хорошо, а два лучше.
Один в золе не воин.
Трус кормит, а лень портит.
Не делай муки из слона.
Сашу маслом не испортишь.
Крутится как булка в колесе.
Яйца куницу не учат.
Не пой другому яму, сам упадёшь.
Кошке игрушки, мошке слёзки.
Куда иголка, туда и нотка.

4. Найди в каждой строчке имя и напиши рядом.
Ф Ы В А И В А Н Г О Р _______________________
С А Ш А И Т Ю Б Л Т________________________
О Н Т А Н Я М А К Н О________________________

5. Прочитай слова, подчеркни среди них такие, которые можно читать наоборот.
РЕКА КАЗАКСУМКАРЮКЗАКШАЛАШБЕРЁЗА

6. Читай чётко, без ошибок.
волкмартфантсветстихтрос
гербметрвестьслонсломтрон
зонтсерпгостьслогсмехтрус
кустторткостьследснятьткань
кадртанкчастьслепсветтвой
листтигрсестьспортрапхвост
Разобрать непонятные ребёнку слова.

Упражнения, формирующие умение слушать и говорить. 

1. Сократи предложение до 4-х, 3-х, 2-х слов.
• Учитель произносит предложение – дети осмысливают его, учитель повторяет предложение – дети запоминают его, затем учитель просит ребят сократить предложение последовательно, произвольно, но сохраняя основное содержание.
Оля читает бабушке интересную книгу.
Оля читает бабушке книгу.
Оля читает бабушке.
Оля читает.
Что изменилось, когда предложение сокращалось?
- Сегодня утром Маша пошла в школу.
- Весело пели в лесу птички.
- Кот спит очень чутко.
- Воробей громко и тревожно зачирикал.

2. Переставь слова в предложении.
• Дети учатся выразительно произносить предложение, изменяя логическое ударение, уточняя смысл.
Сегодня утром Маша пошла в школу.
Маша сегодня утром пошла в школу.
Утром сегодня пошла Маша в школу.
Пошла Маша сегодня утром в школу.
В школу пошла сегодня утром Маша.

- Из молока получают масло и сыр.
- Пчёлы носятся около цветущих ветвей липы.
- Ребята нашего класса смастерили кормушки для птиц.
- В тундре волки и олени живут рядом.
- Под старой берёзкой Алёша увидел маленького птенчика.

3. Измени одно слово.
• Учитель предлагает детям прослушать предложение и повторить его, заменив в
нём только одно слово, например: Дети пришли из школы.
Ребята пришли из школы.
Мальчики пришли из школы.
Ученики пришли из школы.
Дети вышли из школы.
Дети пришли из театра.

- Валя гостила под Москвой.
- В кустах весело пел чиж.
- Стоит яркий солнечный день.
- Утята прыгнули в воду и поплыли.

4. Послушай, запомни, ответь: всё ли верно?
• Дети слушают предложение и определяют: может ли это быть, если да, то когда,
где, почему. Если нет, то следует доказательно объяснить, что это небыль или несуразица.
- Выпал снег, Алёша вышел загорать.
- Мальчики поехали в лес на лыжах, чтобы собирать землянику.
- Лягушка раскрыла зонтик, потому что пошёл дождь.
- Воробей принёс дрова, а мышонок затопил печь.

5. Дополни предложение.
Мы играем.
Мы играем в футбол.
Мы играем в футбол на стадионе.
Летом мы играем в футбол на стадионе.
Летом мы играем в футбол на школьном стадионе.

- Серёжа учит.
- Папа привёз.
- Птичка прилетела.
- Кот мяукал.
- Заяц убегал.

Упражнения, формирующие быструю реакцию на слово, способствуют развитию навыка чтения по догадке, умению разгадывать загадки, развивают воссоздающее воображение, помогают освоить умение характеризовать кого-либо или что-либо.

1. Кто это? Что это? Отвечай быстро.
Звонкий, быстрый, весёлый - …
Вкусный, алый, сочный - …
Жёлтые, красные осенние - …
Холодный, белый, пушистый -…
Бурый, косолапый, неуклюжий - …
Жёлтые, красные, зелёные - ... .

2. Точно и быстро. Кто или что?
мурлычет – котварит – поварстоит – дом
лает -учит -прыгает
мычит -лечит -летает –
жужжит -строгает - спит -
шипит - сажает - лепит –
ревёт - красит - играет –

3. Слушай. Называй как можно больше слов.
Плывёт – пароход, лодка, пловец, бревно, щепка, утка.
Летит –
Растёт –
Поёт –
Ползёт –
Ссорится –
Работает –
Сверкает –

Упражнения, способствующие развитию чёткости произношения.

• Развитие чёткого произношения осуществляется введением скороговорок, чистоговорок, пословиц.
Проворонила ворона воронёнка.
Мама мыла Милу мылом.
На дворе трава, на траве дрова.
Не руби дрова на траве двора.
Клава у Клары играла на рояле.

Желаю успеха!!!

Упражнения для формирования речевого дыхания

Упражнение 1
Встать прямо. Правую руку положить на область движения диафрагмы. Сделать выдох и, когда появится желание вдохнуть, сделать глубокий вдох носом так, чтобы было приятное, легкое ощущение вдоха, без напряжения. Выдыхать следует через рот. Затем выждать естественную в цикле дыхания паузу, снова сделать вдох и затем выдох. Упражнение нужно проделать три раза без перерыва. При выполнении данного упражнения нужно внимательно следить за тем, чтобы двигалась диафрагма, и оставались спокойными плечи.

Упражнение 2
А) Встать парами: 1 человек—дышит диафрагмой, второй — кладет руки ему на плечи и грудь и проверяет дыхание. Б) Встать прямо. Кисти рук лежат на нижних ребрах грудной клетки — большой палец впереди, четыре пальца — на спине. Сделать выдох (вообще все упражнения по дыханию нужно начинать с выдоха). Затем сделать вдох носом, затем выдохнуть через рот. Повторить упражнение три раза.

Упражнение 3
Стоять прямо. После предварительного выдоха взять дыхание через нос, последить, правильно ли работают диафрагма, нижние ребра и мышцы живота. Плечи должны быть спокойны. Прежде чем начать выдох, сделать небольшую остановку, которая явится как бы подготовкой к выдоху. Положение мышц диафрагмы при остановке перед выдохом будем называть “опорой дыхания”. Научиться сохранять опору дыхания при выдохе очень важно, так как правильная опора дыхания организует работу голосовых связок на хорошей воздушной струе. После остановки начать выдох через узкое отверстие, образованное губами. При выдохе должно быть такое ощущение, как будто струя воздуха является продолжением воздушного столба, идущего от диафрагмы. Выдох идет легко, постепенно и плавно. Упражнение проделать три-четыре раза. Следить за тем, чтобы не было напряжения в верхней части грудной клетки и в шее. Освободить мышцы шеи, покачивая головой вправо, влево, по кругу, вниз. Проделать это упражнение и сидя.

Упражнение 4
Медленный вдох ( В дальнейшем мы не будем напоминать, что перед вдохом, естественно, следует сделать выдох.) через нос и медленный выдох через узкое отверстие, образованное губами, на свечу ( “Свеча”, в данном случае, может быть и воображаемой.), которая стоит недалеко от вас. Пламя ее должно плавно отклониться по ходу течения воздушной струи (от вас). Затем снова сделать медленный вдох и дуть также медленно на свечу, которая стоит дальше, чем в первом случае. Снова медленный вдох и медленный выдох на свечу, стоящую уже на более далеком расстоянии. Вы ощущаете, что в зависимости от удаления свечи мышцы живота будут испытывать все большее напряжение. Голову вперед не тянуть.

Упражнение 5
Делать быстрый вдох носом, затем паузу и быстрый выдох на свечу, стоящую близко, чтобы загасить ее. Отодвинуть свечу и, делая быстрый вдох, также загасить свечу. Поставить свечу еще дальше, сделать вдох и снова загасить свечу. Мышцы живота работают с хорошей активностью.

Упражнение 6
Для того чтобы приучить себя к контролю над взаимосвязью произвольного вдоха и выдоха, подчиним их счету. Определим длительность вдоха на счет “три”, а длительность выдоха — на счет “шесть”. Чтобы зафиксировать состояние мышц после вдоха в момент подготовки их к выдоху, даем маленькую паузу на счет “один”. Все упражнение будет протекать в такой последовательности: вдох — три единицы, пауза — одна единица, выдох — шесть единиц. Счет вести про себя. Вдох делать носом, а выдох ртом, как бы выдувая воздух на поставленную перед ртом ладонь. Упражнение выполняется три-четыре раза.

Упражнение 7
Данное упражнение рассчитано на тренировку выдоха при образовании одного из согласных звуков — звука Ф, в дальнейшем можно его делать на некоторых других согласных с правильной их установкой. Встать прямо. Сделать выдох, а затем вдох и начать выдох на звуке Ф. Следить за тем, чтобы не надувались щеки — выдыхаемая струя выходит только через щель, образованную зубами и нижней губой. Следить за опорой дыхания. Вдох делать носом, губы при вдохе должны быть сомкнуты. Упражнение проделать три-четыре раза подряд, следить, чтобы выдох длился не меньше восьми-девяти единиц счета.

Упражнение 8
Исходное положение то же, что и в предыдущем упражнении, но выдох рассчитан на длительность в двенадцать единиц, и эти двенадцать единиц равномерно распределяются между четырьмя звуками: Ф, С, Ш и X, на каждый звук падает три единицы счета. Упражнение также проделывается три-четыре раза. Следить за опорой дыхания.

Упражнение 9
Сделать быстрый вдох, и на одном выдохе произносить несколько раз подряд звук П. Грудную клетку не сжимать, должны хорошо работать губы. Затем, также быстро вдохнув, на одном выдохе произносить столько раз, на сколько хватит дыхания, группу согласных: ПТК.

Упражнение 10
Полный вдох берется на три единицы, с остановками после каждой единицы, таким образом вдох происходит в несколько приемов. Во время остановки сохраняется то положение дыхательных мышц, на котором их застает остановка. Вдох делать носом, выдох — через узкое отверстие губ длительностью десять-двенадцать единиц. Последовательность упражнения: вдох — одна остановка — вдох — одна остановка — вдох — одна остановка — выдох десять-двенадцать единиц.

Упражнение 11
Выдох идет при счете вслух до восьми. В упражнении нужно следить за тем, чтобы заданное количество счета шло, как одна фраза, без пауз между словами. Считать ровно, без крика, с хорошей дикцией. В последствие счет следует довести до пятнадцати-двадцати-двадцати пяти. При счете стараться подольше сохранять состояние дыхательных мышц живота и грудной клетки в положении вдоха, но не задерживать сам выдох.

Желаю успеха!


Гиперактивные дети

Дорогие родители!

     Очень часто мы можем встретить ребенка, отличающегося высокой двигательной подвижностью (гиперактивного). Обычно их называют "живчиками" , " шустриками" , " моторчиками". Это дети чаще школьного возраста, но могут быть дошкольного и даже грудного.
     Гиперактивного ребенка можно узнать по следующим признакам:
- Ребенок не может сконцентрироваться более или менее продолжительное время на каком-либо занятии, его внимание часто перескакивает с одного предмета на другой.
- Такие дети часто бросают занятие, так и не достигнув результата. Ребенок не только не способен завершить выполнение поставленных задач, но и небрежен в их выполнении.
- Ребенок делает много ошибок, но не из-за непонимания, а из-за невнимательности. Рассеянность увеличивается по мере увеличения продолжительности выполнения задания, что свидетельствует о повышенной утомляемости нервной системы.
- Как правило, чаще всего гиперактивность свойственна мальчикам.
- На месте такому ребенку не сидится, он постоянно крутится, вертится, весь как "на иголках ему надо поучаствовать во всех делах, он "в каждой бочке затычка".
- Деятельность гиперактивных детей нецеленаправленна, маломотивированна и не зависит от ситуации — они подвижны всегда, хотя к концу дня вследствие общего переутомления "сверхактивность" выражается в истериках, беспричинных приступах раздражения, плаксивости.
Гиперактивному ребенку больше всех грозит непонимание со стороны окружающих. Его постоянно укоряют, стыдят, одергивают и наказывают. В конце концов ребенка убеждают, что он ни на что не способен и что бестолковее его нет на всем свете.
В результате ребенок ожесточается. У него развивается отрицательная, а часто агрессивная реакция на окружающих, он становится неуправляемым, "трудным" ребенком.
В отношении сверстников такие дети агрессивны и требовательны, эгоистичны. Не всегда они умеют сочувствовать и сопереживать. Не любят уступать в чем-либо и никогда не признаются в своей неправоте. Стремятся к лидерству, но не умеют действовать совместно с другими. Другие дети чаще всего отвергают их дружбу.
В сравнении с другими детьми гиперактивный ребенок легко идет на контакт с незнакомыми людьми, более того, он навязывает свое мнение окружающим, встревает в разговоры взрослых, мешает им, всячески стараясь привлечь их внимание.
Внешне независимые, именно они, в отличие от "тихих психически устойчивых детей особенно нуждаются во внимании. Однако отсутствие навыков общения, привычка с вызовом принимать любую помощь приводят к тому, что своим поведением они ее отвергают.

     РЕКОМЕНДАЦИ РОДИТЕЛЯМ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ
- В своих отношениях с ребенком придерживайтесь "позитивной модели". Помните, что гиперактивные дети игнорируют выводы и замечания, но чувствительны к малейшей похвале.
- Не прибегайте к физическому наказанию. Ваши отношения с ребенком должны основываться на доверии, а не на страхе. - Чаще говорите "да", избегайте слов "нет" и "нельзя".
- Поручите ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно (ходить за хлебом, кормить собаку и т.д.).
- Заведите дневник самоконтроля и отмечайте в нем вместе с ребенком его успехи в школе и дома.
- Введете балльную или знаковую систему вознограждения. Избегайте завышенных или, наоборот, заниженных требований к ребенку.
- Определите для ребенка рамки поведения — что можно и чего нельзя.
- Не навязывайте ему жестких правил. Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами.
- Вызывающее поведение ребенка — это его способ привлечь ваше внимание. Проводите с ним больше времени.
- Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Награждайте ребенка за его соблюдение.
- Дома следует создать для ребенка спокойную обстановку.
- Избегайте по возможности больших скоплений людей.
- Оберегайте ребенка от переутомления. Не позволяйте ему подолгу сидеть у телевизора.
- Старайтесь, чтобы ребенок высыпался.
- Развивайте у него осознанное торможение, учите контролировать себя.
- Давайте ребенку больше возможности расходовать избыточную энергию.
- Воспитайте у ребенка интерес к какому-нибудь занятию.

 

Помните! Ваше спокойствие — лучший пример для ребенка.

Желаю успеха!


Артикуляционная гимнастика

     Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика. 
    Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.
- Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
- Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
- Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
     Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям, и взрослым - научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
     Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?
     Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. 
     Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем".

Рекомендации к проведению упражнений.

     Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того, как он немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)?
     Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следить за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла, движения должны быть чёткими и плавными, без подёргиваний.
    Если своевременно выявить нарушение и начать работу с ребёнком, используя артикуляционную гимнастику, то можно добиться положительных результатов за более короткий срок!
Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. Проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в виде сказки.

Желаю успехов!


29.04.2024

❗️Министерством образования 12 апреля 2024 г. принято постановление № 42 «Об установлении перечней международных олимпиад, учебных предметов, конкурсов профессионального мастерства в 2024 году»

Подробнее...

29.04.2024

В рамках 6-го школьного дня волонтеры и активисты пионерской дружины имени братьев Миховичей и ПО ОО «БРСМ» ГУО «Мотольская средняя школа №2» вышли на традиционную уборку территории братской могилы

Подробнее...

29.04.2024

Команда юных патриотов ГУО "Куковская средняя школа" достойно представила Ганцевичский район на областной квест-игре "Разведчик"

Подробнее...

29.04.2024

Телепроект “Я знаю!” стал самым масштабным образовательно-соревновательным проектом на отечественном телевидении среди эрудированных школьников

Подробнее...

29.04.2024

Установлен перечень олимпиад и конкурсов, победители которых зачисляются в вузы без испытаний

Подробнее...

26.04.2024

Приглашаем на YouTube-канал департамента по энергоэффективности!

Подробнее...

24.04.2024

БРЕСТ ГОТОВИТСЯ ПРИНЯТЬ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ «ПОСЛЕДНИЙ ЗВОНОК»

Подробнее...

Поиск по сайту

Опросы

Как вы оцениваете подключение канала You Tube на нашем сайте?

Голосовать

Карта маршрута