Отдел по образованию Ганцевичского райисполкома
Государственное учреждение образования

"Ганцевичская вспомогательная школа-интернат"

Родительский клуб Шаг навстречу"

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГУО «Ганцевичская

вспомогательная школа-интернат»

___________________Н.Б. Курилик

«_____»______________2019г.

 

ПОЛОЖЕНИЕ

О РОДИТЕЛЬСКОМ КЛУБЕ

ГУО «ГАНЦЕВИЧСКАЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»

«ШАГ НАВСТРЕЧУ»

НА 2019/2020 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

 

        Руководитель:

педагог-психолог

Т.В. Крупенич

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.Настоящее Положение определяет порядок деятельности родительского клуба «Шаг навстречу» (далее Клуб) ГУО «Ганцевичская вспомогательная школа-интернат» (далее ГУО), созданного в целях оказания просветительской и поддерживающей помощи семьям, воспитывающих детей с особенности психофизического развития.
2. В своей деятельности родительский клуб руководствуется Кодексом «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, Уставом ГУО и настоящим Положением.
3. Участниками клуба являются родители (по одному представителю от каждого класса), педагоги и специалистами ГУО.
4. Родительский клуб осуществляет свою деятельность на принципах компетентности, добровольности, соблюдения педагогической этики и равноправия его членов.
5. Родительский клуб не является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность на общественных началах.

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА

6. Цель родительского клуба:
вовлечение родителей в образовательный процесс ГУО как равноправных и равноответственных партнеров
7. Основные задачи родительского клуба:
7.1 формирование активной жизненной позиции родителей в отношении обучения и воспитания своих детей,
7.2 повышение педагогической культуры родителей (законных представителей)
7.3 формирование адекватного восприятия родителями своего ребенка,
7.4 способствовать формированию благоприятного микроклимата в семье для максимального раскрытия имеющихся у ребенка личностных и социальных ресурсов,
7.5 формирование партнёрских взаимоотношений родителей т учреждения,
7.6 личностное и социальное развитие родителей, формирование навыков социальной активности и конструктивного поведения.

3.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

8. Образовательное (просветительское) – формирование у родителей адекватного восприятия ребенка, принятие его способностей, темпа и своеобразия психофизического развития. Благодаря мероприятиям образовательного направления формируется взаимопонимание и взаимодействие специалистов и родителей, меняется отношение к ребенку и к себе. На заседаниях клуба родители получают дополнительную информацию об особенностях развития ребенка, направлениях его воспитания и обучения.
9. Психотерапевтическое – снижение уровня психоэмоционального напряжения,формирование позитивного образа своего ребенка и семьи в целом,психолого-педагогическая поддержка семьи. Благодаря методам психотерапевтического воздействия родители становятся более спокойными, у них появляется желание сотрудничать. При этом отмечается значительная стабилизация психоэмоционального состояния у детей.
10. Интеграционное – общественная самореализация родителей, изменения отношения к ним общества. Благодаря соответствующим мероприятиям формируется объективная сопричастность к общественной жизни и социальной значимости, что существенно отражается на развитии ребенка.

4.ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ
И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА

11. Работа клуба осуществляется на базе ГУО «Ганцевичская вспомогательная школа-интернат»
12. Клуб является структурным подразделением комплексной социально-психолого-педагогической программы «Дорога в будущее»,посвященная сопровождению учащихся школы-интерната.
13. Клуб создается, реорганизуется и ликвидируется по решению администрации ГУО
14. Руководство деятельностью Клуба осуществляет руководитель, назначенный приказом директора ГУО
15. Формы организации работы:
15.1 Круглый стол-заседания,
15.2 Психологический практикум,
15.3Тренинги,
15.4Мастер-классы,
15.5 Обсуждение опыта семейного воспитания,
15.6 Коллективные творческие работы и др.
16. Заседание Клуба по согласованию сродителям проводятся с периодичностью один раз в месяц.
17. Работа Клуба осуществляется в соответствии с данным Положением, планом работы ГУО и планом работы Клуба на текущий учебный год.
18. Структура заседаний Клуба:
18.1 Теоритическая часть – проводится в форме живого диалога (а не в форме лекций – поучений),родители в доступной форме получают информацию по теме заседания, задают вопросы, формируют проблемы, активно участвуют в обсуждении.
18.2 Практическая часть – предполагает реализацию (или хотя бы «репетицию» реализации) приемов, подходов, методов, способствующих разрешению обозначенных проблем.
18.3 Коммуникативная, интерактивная часть – подразумевает обязательное взаимодействие всех участников в различных специально созданных ситуациях (игровых, тренинговых).
18.4 Обратная связь – момент рефлексии, тот этап,на котором все участники Клуба могут проанализировать полученную информацию и впечатления, поделиться своими мыслями и ощущениями. На этапе «обратной связи» родители могут получать небольшое «домашнее задание» по теме заседания, буклеты, распечатки с рекомендациями,задания и тому подобные практические материалы, чтобы использовать их в процессе воспитания ребенка.
19.Главные принципы при подготовке материалов к каждому этапу заседания это:
20. Позитивный настрой,отсутствие назидательности и нравоучений,«авансирование» тех положительных качеств и свойств, которые мы хотели бы сформировать.

5. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ КЛУБА

21. Родители (законные представители) имеют право на:
-получение квалифицированной консультативной помощи по вопросам воспитания ребёнка,
- получение практической помощи в организации занятий с детьми дома,
- высказывание собственного мнения и обмен опытом воспитания детьми.
22. ГУО имеет право:
- на изучение и распространение положительного опыта семейного воспитания,
- внесении корректив в планы работы Клуба в зависимости от возникающих проблем, интересов и запросов родителей.
23. Родители обязаны соблюдать нормы этического поведения.
24. ГУО обязано:
- организовывать работу Клуба в соответствии с планом, утвержденным директором школы и с учетом интересов и потребностей родителей (законных представителей),
- предоставлять квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям (законным представителям).

6. ДОКУМЕНТАЦИЯ

25.Клуб работает по утвержденному в начале учебного года плану.
26. Заседания Клуба протоколируются.

7. КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ КЛУБА

27. Высокая посещаемость родителями всех планируемых заседаний;
28. Использование родителями предложенных материалов в работе с детьми,
29. Положительная оценка семьи отзывы на дальнейшее сотрудничество

ПРОГРАММА

 РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА «ШАГ НАВСТРЕЧУ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        ГУО «»Ганцевичская вспомогательная школа-интернат» обеспечивает реальное взаимодействие ребёнка, родителей и социум, стремится к активному диалогу и широкому взаимодействию с семьей ребенка с особенностями психофизического развития.

   Семья является той естественной средой, которая обеспечивает гармоническое развитие и социальную адаптацию ребенка. Семьи, в которых воспитываются дети с ОПФР, сталкиваются со специфическими проблемами, испытывают затруднения в их разрешении: некомпетентность по вопросам воспитания  и развития особенного ребенка, незнание родителями элементарных психолого-педагогических знаний для коррекционного воспитания и обучения ребенка в домашних условиях в доступном для него формате; искажение контактов с окружающим социумом и, как следствие, отсутствие поддержки со стороны социума и т. д. 

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

         вовлекать родителей в совместное решение вопросов, связанных с образовательным процессом их детей   

ЗАДАЧИ:

  1. Формирование у родителей позитивного восприятия личности ребенка с ОПФР,
  2. Развивать психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания, развития и социальной адаптации учащихся школы-интерната посредством психолого-педагогического просвещения,
  3. Расширять видение родителями своих воспитательных функций в отношении детей,
  4.  Познакомить родителей с эффективными методами детско-родительского взаимодействия, воспитательными приемами, необходимыми для коррекции личности ребенка,
  5. Формировать у родителей мотивацию к взаимодействию со специалистами школы, участию во встречах клуба «Шаг навстречу»,
  6. Способствовать расширению контактов с социумом, обеспечить возможность общения родителей, имеющих детей со схожими проблемами.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

  1. Взаимодействие с родителями-совершенно особый вид педагогической деятельности, требующих специальных психологических знаний, такта, терпимости. Образованию родителей свойственна определенная очередность, постепенность освоения знаний, этапность, что определяет специфики форм работы родительского клуба, и особенности контингента слушателей и формы проводимых занятий. Образование и просвещение родителей детей с ОПФР ориентировано на актуальные проблемы жизнедеятельности ребенка, на психологическую безопасность (безопасная семья, безопасная школа, социальное окружение) семья и её взаимодействие со школой.
  2. Привлечение специалистов разного профиля: педагог-психолог, социальный педагог, врач педиатр ,которые помогут расширить знания родителей в отдельных вопросах социальной адаптации, физического и психического развития детей с особенностями развития.

Программа рассчитана на родителей детей, учащихся вспомогательной школы-интерната.

Срок реализации программы – 1 учебный год (затем она может быть продлена)

В течении учебного года программа может корректироваться в зависимости от вопросов ,потребностей участников клубных встреч.

Заседания родительского клуба проводятся примерно 1 раз в учебный месяц.

Продолжительность и время проведения одного занятия 1.5-2 часа.

СТРУКТУРА ЗАСЕДАНИЙ

Заседание состоит из трех блоков:

1 блок: Введение в тему

     Первый блок включает в себя организационную и информационную части.Организационная направленна на создание атмосферы эмоциональной близости участников группы. Включение в тематику общения.В информационной части предлагается мини-лекция по обозначенной теме, которая может иллюстрироваться просмотром видеосюжетов, рекомендации по работе с детьми.Мини-лекция-вводит в тематику занятия, сосредотачивает внимание н обсуждаемом вопросе, знакомит с новой информацией по проблеме.Притча – может быть эпиграфом или, наоборот, обобщением к теме; стимулом к возникновению дискуссии.Дискуссия – обсуждение  актуального вопроса; как правило, родители делятся личным опытом в решении проблем или обращаются за советом к группе.Просмотр видеосюжетов с целью подчеркивания значимости обсуждаемой темы.

2 блок: Практический

Практикум или мастер-класс для родителей, детско-родительский практикум.

Таким образом, родители осваивают практические умения для самостоятельных занятий с детьми. По окончании детско-родительского занятия дети возвращаются в группы. В связи с этим, детско-родительское занятие предполагает предварительного продумывания организационных вопросов, связанных с приведением детей на занятие и возвращением их в группы после практической части.

Практическое занятие (практикум) – овладение практическими умениями, знакомство с коррекционными методами и приемами работы с детьми.

Детско-родительские практикумы – совместная продуктивная деятельность, позволяющая осознать родителю свои позиции, способы взаимодействия, сотрудничества с ребенком, свое реагирование на ситуацию, когда ребенок не соответствует ожиданиям; практика поиска методов и приемов привлечения ребенка к деятельности и пр.

3 блок: итоговый 

Это часть активного общения всех участников встречи и специалистов по поводу получения информации и приобретенного опыта, осмысления происходящего, осознание своего реагирования на конкретные ситуации,психологическая и педагогическая интерпретация происходившего.Предоставляется возможность отрефлексировать свою позицию и стиль взаимодействия с ребенком.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ (ОЖИДАЕМЫЙ) РЕЗУЛЬТАТ

  1. Возникновение у родителей интереса к процессу развития ребенка, желание и умение видеть маленькие, но важные для ребенка,достижения
  2. Участие родителей в учебно-воспитательном процессе ребенка с пониманием значимости этого для их ребенка; развитие чувства удовлетворенности от успешного применения своих знаний в воспитании и развитии ребенка.
  3. Повышать активность родителей в вопросах сотрудничества со специалистами учреждения; желание участвовать в психолого-педагогических мероприятиях.
  4. Расширять круг общения среди родителей учреждения.

ПЛАН ЗАСЕДАНИЙ КЛУБА

НА 2019/2020 УЧЕБНЫЙ ГОД

п/п

Время проведения

Содержание

Форма проведения

Ответственные

1

Сентябрь

Заседание 1

  1. Знакомство с членами клуба
  2. Презентация-рассказ о деятельности клуба «Шаг навстречу»
  3. Начало учебного года –готов ли мой ребенок к школе?

Лекция, элементы тренинга

Педагог-психолог,

Крупенич Т. В.

2

Октябрь

Заседание 2

Круглый стол «Стили семейного воспитания»

  1. Лекция «Стили семейного воспитания»
  2. Анкетирование родителей
  3. Рассмотрение ситуаций семейного воспитания
  4. Домашнее задание

Круглый стол

 

 

 

Библиотекарь,

Мальсагова М. В.

 

Педагог-психолог,

Крупенич Т. В.

3

Ноябрь

Заседание 3

Семинар-практикум с элементами лекции «Как взаимодействовать с ребенком в конфликтной ситуации».

Теоритическая часть

  1. Какие чувства испытывает ребенок в период своего взросления
  2. Почему возникают конфликтные ситуации и кто, чаще всего, является их инициатором.

Практическая часть

  1. Родительский практикум. Разыгрывание предложенных ситуаций
  2. Анализ анкет родителей
  3. Анализ конфликтных ситуаций, предложенных родителями

Подведение итогов. 

Семинар- практикум

Педагог-психолог,

Крупенич Т. В.

4

Декабрь

Заседание 4

  1. Занятие с элементами тренинга для родителей «Давайте начнем с себя!»
  2. Домашнее задание

Занятие с элементами тренинга

Педагог-психолог,

Крупенич Т. В.

 

5

Январь

Заседание 5

Обучающий семинар по теме: «Вредные привычки ребенка - как им противостоять»

  1. Что такое «вредная привычка»? Причины появления вредных привычек у детей.
  2. Что делать, если вы узнали, что ребенок начал курить?
  3. Как себя вести за праздничным столом (групповое обсуждение) 
  4. Предотвращение знакомства с одурманивающими веществами
  5. Обмен опытом.

 

Семинар

 

 

 

 

 

Педагог-психолог,

Крупенич Т. В.

 

Социальный педагог, Корзун Е. В.,

 

Врач педиатр,Проневич Л. М.

6

Февраль

Заседание 6

  1. Занятие с элементами тренинга «Семейные традиции и ценности»
  2. Памятки для родителей «Семейные ценности»
  3. Домашнее задание

Занятие с элементами тренинга

Педагог-психолог,

Крупенич Т. В.

 

7

Март

Заседание 7

  1. Квест - игра «По тропе здоровья»
  2. Работа в микрогруппах.
  3. Правила здорового образа жизни
  4. Выводы, советы и рекомендации родителям.

Квест-игра, лекция

Педагог-психолог,

Крупенич Т. В.

 

Врач педиатр, Проневич Л. М.

8

Апрель

Заседание 8

Обучающий семинар на тему «Нравственный облик семьи-основа воспитания ребенка»

  1. Роль семьи в воспитании ребенка
  2. Нравственные потребности. Рассмотрение законов семейной жизни.
  3. Нравственные ценности. Структура семьи.
  4. Работа в микро группах. Выполнение практических заданий родителями.
  5. Выводы, советы и рекомендации родителям

Обучающий семинар

Зам. директора по учебно-воспитательной работе,

Цалевич И. П.

 

Педагог-психолог,

Крупенич Т. В.

 

Социальный педагог, Корзун Е. В.,

9

Май

Заседание 9

  1. Анкетирование удовлетворенности работой Клуба
  2. Конкурс семейных рисунков (родители и дети).
  3. Подведение итогов работы Клуба.

Анкетирование, конкурс, круглый стол.

Педагог-психолог,

Крупенич Т. В.

 

Библиотекарь,

Мальсагова М. В.

 

Поиск по сайту

Меню раздела

Опросы

Как вы оцениваете подключение канала You Tube на нашем сайте?

Голосовать

Карта маршрута