РусскийБеларускiEnglish

 

Государственное учреждение образования
"Ганцевичская вспомогательная школа-интернат"

 

Об учреждении | Учительская | Обучающимся | Родителям | Воспитательная работа | Сервисы | Гостевая книга

 

Меню раздела

 

 

 

 

статистика посещений

Яндекс.Метрика

 

 


Профилактика правонарушений несовершеннолетних

Текст одной из древнейших рукописей — папируса Присса, которому несколько тысячелетий, гласит: «Молодёжь пошла не та. Все хотят стать писателями, и никто не хочет работать. Не слушают старших». Как видим, проблема воспитания подрастающего поколения существовала всегда. Некоторые люди живут по своим, непризнанным основной частью общества, законам. Э. Дюркгейм отмечал, что «общество без преступности совершенно невозможно», «нормальным является само существование преступности при условии, что она достигает, но не превышает уровня, характерного для общества определённого типа».

 Ключевыми факторами, влияющими на формирование личности несовершеннолетнего, являются наследственность, среда и воспитание. С самого рождения начинается процесс социализации человеческой личности. В нормальных условиях усвоение ребёнком моральных и правовых норм поведения заканчивается в возрасте 14—16 лет.

 Это обстоятельство учитывается законом, который установил частичную уголовную ответственность за наиболее социально значимые преступления с 14 и полную — с 16 лет.

 В большинстве случаев при выборе подростками социально опасного образа жизни прослеживается доминирующее влияние ряда социальных факторов.

 Самым главным из основных социальных факторов, ключевым образом влияющим на формирование асоциального поведения несовершеннолетних, является:

    Неблагополучие в семье. В последние годы отмечается её определённый кризис, рост разводов, а значит, и количества детей, воспитывающихся в неполных семьях.

 Важнейшим сдерживающим фактором на пути распространения социального сиротства призван стать Декрет Президента. Республики Беларусь А. Г. Лукашенко от 24.11.2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».

 Вторым из наиболее значимых социальных факторов, влияющих на рост преступности, является:

    Алкоголизация населения. В последние годы растёт число подростков, употребляющих спиртные напитки, наркотические средства и токсические вещества, состоящих на учёте в наркологической службе.

 Справка. Из 18 119 состоящих на учёте за употребление спиртных напитков 81 подростку поставлен диагноз «алкоголизм»: 143 человека были поставлены на учёт за употребление наркотических веществ, у 5 из них подтверждён диагноз «наркомания»: у 123 из 850 употребляющих токсические вещества с вредными последствиями стоит диагноз «токсикомания»,

 В 2008 г. выявлено более 10 867 подростков, распивавших спиртное или находившихся пьяными в общественных местах. Ежегодно каждый четвёртый (в г. Минске — каждый третий) подросток совершает преступление в состоянии алкогольного опьянения.

 Третьим существенным социальным фактором является:

    Незанятость подростков, а зачастую элементарное нежелание работать.Примерно каждый четвёртый на момент совершения преступления не учился и не работал (как правило, это лица 16—17 лет).

 Под воздействием негативного влияния семьи, из-за раннего приобщения к алкоголю, токсическим средствам и наркотикам, а иногда из-за различных отклонений в психофизическом развитии формируется отрицательно социализированная личность малолетнего правонарушителя. Несомненно, основным звеном в воспитании личности является семья. Но зачастую определённая часть родителей (злоупотребляющие спиртными напитками, ранее судимые, психически больные и т. д.) не может, а другая не имеет возможности (одинокие либо разведённые женщины, воспитывающие детей самостоятельно и вынужденные работать на 1,5—2 ставки или на двух-трёх работах) уделять должное внимание детям. В сложившейся ситуации повышенная ответственность ложится на учреждения образования, в которых обучаются или воспитываются дети. В работе по предупреждению их противоправного поведения важное место отводится воспитательному воздействию, прежде всего школы, умению педагогов выделить так называемую группу риска, которая проявляет определённую склонность к девиантному поведению, т. е. отклоняющемуся от соответствующих возрасту социальных норм и правил, и организовать профилактическую работу с ними.

Как правило, для «трудных» подростков характерно отрицательное отношение к учёбе, которое зачастую противопоставляет их коллективу класса, школы. В большинстве случаев в число правонарушителей попадают подростки, не сумевшие найти своё место в школьном коллективе. Многие будущие правонарушители начинали искать альтернативные учёбе способы самоутверждения и находили их в асоциальном поведении как в школе, так и за её пределами.

 Профилактика правонарушений несовершеннолетних осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь от 31 мая 2003 года "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., N 64, 2/949), настоящим Законом и другими актами законодательства Республики Беларусь.

 Профилактика преступлений и правонарушений несовершеннолетних должна строиться на основе следующих требований:

 - изучение жизненной ситуации ребенка, которая могла спровоцировать противоправное поведение

- необходимость защиты достоинства,  разрешения проблем ребенка и создания позитивного механизма для развития его личности в будущем;

- при необходимости организация индивидуальной или групповой терапии, лечения от наркомании, алкоголизма и иных зависимостей;

- необходимость преимущественно осуществлять работу с детьми в их реальной жизненной среде, максимально вовлекая в этот процесс семью, с целью восстановления нарушенных связей несовершеннолетнего и общества;

 В педагогической практике можно использовать следующие приемы и методы воздействия на детей: передача информации (рассказ о том, как надо себя вести, объяснение, почему тот или иной поступок может обернуться бедой). Иногда информация передается в форме прямых инструкций, иногда иносказательно, в форме сказки, притчи, примера. В воспитании человека следует избегать прямолинейности, не злоупотреблять приказами, замечаниями и упреками. Очень важно подбирать оптимальное время: одно и то же замечание, один и тот же совет могут быть восприняты по-разному в зависимости от состояния ребенка:

- организация деятельности ребенка (разъяснение)

- характера, смысла и целей деятельности, создание соответствующих условий, помощь в преодолении трудностей, использование положительных и отрицательных стимулов, контроль и пресечение нежелательных поступков);

- воспитание примером.

Одним из главных инструментов в воспитании детей является постоянное изучение личности ребенка. Вовремя заметить отрицательные взгляды, привычки, поступки — условие успеха в их коррекции. Анализ личности и коррекция отрицательных качеств должны проводиться постоянно. В отдельных случаях привитие положительных качеств требует много времени. нескольких лет. Формирование тех или иных положительных качеств, коррекция отрицательных нередко становится сложнейшей педагогической задачей, решение которой требует творчества, а иногда объединения усилий родителей, школьных учителей, спортивных тренеров, врачей, представителей правоохранительных органов.

 Если вовремя заметить отклонение в нравственном развитии ребенка и сконцентрировать на его коррекции все усилия, то вероятность успеха очень велика.

В воспитании необходимо опираться на положительные качества детей (будь то желание стать сильным и заниматься спортом, любовь к животным или увлечение игрой на гитаре). Развитие положительного (так, чтобы оно захватило практически все интересы ребенка, стало стимулом к переоценке им своих поступков) очень часто оказывается тем звеном, ухватившись за которое можно вытянуть всю цепь — изменить направление развития личности, вывести ее из-под дурного влияния. Самая большая беда педагогов — столкнувшись с трудностями, неуправляемостью ребенка, грубостью, утратой контакта, опустить руки и надеяться, что все образуется само собой.

 Преступность (в том числе подростковую) трудно искоренить, однако нужно стремиться к тому, чтобы подобных уродливых проявлений человеческого бытия было как можно меньше. Для того чтобы добиться желаемого результата, необходимо с раннего детства уделять пристальное внимание вопросам воспитания, в том числе правового.

Приложение 1.

Статьи из кодексов РБ, касающиеся несовершеннолетних.

(Правонарушения, преступления и ответственность)

Ст. 17.1 Кодекса об Административных правонарушениях Мелкое хулиганство

  Нецензурная брань в общественном месте, оскорбительное приставание к гражданам и др. умышленные действия, нарушающие общественный порядок и т.д., -   влекут наложение штрафа в размере от двух до тридцати базовых величин или административный арест.

Ст. 17.3 Кодекса об Административных правонарушениях

Распитие алкогольных напитков в общественном месте или появление в общественном месте в пьяном виде.

1.Распитие алкогольных напитков на улице, стадионе, в сквере, парке, общественном транспорте или в других общественных местах, кроме мест, предназначенных для употребления алкогольных напитков, либо появление в общественном месте в пьяном виде, влекут наложение штрафа в размере до восьми базовых величин.

2Те же действия, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, влекут наложение штрафа в размере от двух до пятнадцати базовых величин или административный арест

Статья 108. Уголовная ответственность несовершеннолетних

Уголовная ответственность лица, совершившего преступление в возрасте до восемнадцати лет, наступает в соответствии с положениями настоящего Кодекса с учетом правил, предусмотренных настоящим разделом.

Статья 109. Виды наказаний

К лицу, совершившему преступление в возрасте до восемнадцати лет, могут быть применены следующие наказания:

1) общественные работы

2) штраф;

3) лишение права заниматься определенной деятельностью;

4) исправительные работы;

5) арест;

5-1) ограничение свободы - к лицу, достигшему восемнадцатилетнего возраста ко дню постановления приговора;

6) лишение свободы. (В редакции Закона Республики Беларусь от 4 января 2003 г. - Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 8, 2/922.)

Статья 110. Общественные работы

Общественные работы назначаются осужденному, достигшему шестнадцатилетнего возраста ко дню постановления приговора, на срок от тридцати до ста восьмидесяти часов и заключаются в выполнении в свободное от учебы или основной работы время работ, посильных для такого лица. Продолжительность исполнения данного вида наказания не может превышать трех часов в день и трех дней в неделю.

 Статья 111. Штраф

Штраф назначается лицу, совершившему преступление в возрасте до восемнадцати лет, если оно имеет самостоятельный заработок или имущество, в размере, не превышающем двадцатикратного размера базовой величины, установленного на день постановления приговора, а за корыстное преступление - стократного размера такой базовой величины. (В редакции Закона Республики Беларусь от 24 июня 2002 г. - Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 75, 2/861.)

Статья 112. Лишение права заниматься определенной деятельностью

Лишение права заниматься определенной деятельностью назначается лицу, достигшему шестнадцатилетнего возраста ко дню постановления приговора, на срок от одного года до трех лет.

Статья 113. Исправительные работы

1.Исправительные работы назначаются лицу, достигшему шестнадцатилетнего возраста ко дню постановления приговора, на срок от двух месяцев до одного года по месту работы.

2. Из заработка осужденного к исправительным работам производится удержание в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от пяти до пятнадцати процентов.

Статья 114. Арест

Арест назначается лицу, совершившему преступление в возрасте до восемнадцати лет, на срок от одного до трех месяцев.". (В редакции Закона Республики Беларусь от 22 июля 2003 г. - Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 83, 2/974.)

Статья 114-1. Ограничение свободы

Ограничение свободы назначается лицу, достигшему восемнадцатилетнего возраста ко дню постановления приговора, на срок от шести месяцев до трех лет. (Введена Законом Республики Беларусь от 4 января 2003 г. - Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 8, 2/922.)

Статья 115. Лишение свободы

1. Лицу, впервые совершившему в возрасте до восемнадцати лет преступление, не представляющее большой общественной опасности, наказание в виде лишения свободы не назначается.

2. Лицу, совершившему преступление в возрасте до восемнадцати лет, срок наказания в виде лишения свободы не может превышать:

1) за менее тяжкое преступление - трех лет;

2) за тяжкое преступление - семи лет;

3) за особо тяжкое преступление - десяти лет;

4) за особо тяжкое преступление, сопряженное с умышленным посягательством на жизнь человека, - пятнадцати лет.

3. Лицу, не достигшему восемнадцатилетнего возраста ко дню постановления приговора, отбывание наказания в виде лишения свободы назначается в воспитательной колонии.

4. Лицу, совершившему преступление в возрасте до восемнадцати лет и достигшему восемнадцатилетнего возраста ко дню постановления приговора, отбывание наказания в виде лишения свободы назначается в исправительной колонии общего режима. (В редакции Закона Республики Беларусь от 4 января 2003 г. - Национальный реестр правовых актов Реcпублики Беларусь, 2003 г., № 8, 2/922.)

Статья 116. Назначение наказания

1. При назначении наказания несовершеннолетнему учитываются, кроме обстоятельств, указанных в статьях 62, 66, 67 и 69 настоящего Кодекса, условия его жизни и воспитания, степень психического развития, состояние здоровья, иные особенности личности, а также влияние других лиц.

 2. Лицу, совершившему в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет несколько преступлений, включающих хотя бы одно тяжкое или особо тяжкое, лишение свободы по совокупности преступлений не может превышать двенадцати лет.

 3. Лицу, совершившему в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет несколько преступлений, включающих хотя бы одно тяжкое или особо тяжкое, лишение свободы по совокупности преступлений не может превышать пятнадцати лет.

 4. Лицу, совершившему в возрасте до восемнадцати лет несколько преступлений, включающих хотя бы одно особо тяжкое преступление, сопряженное с умышленным посягательством на жизнь человека, лишение свободы по совокупности преступлений не может превышать семнадцати лет.

 5. Окончательное наказание в виде лишения свободы по совокупности приговоров несовершеннолетнему не может быть назначено на срок более двадцати лет. (В редакции Закона Республики Беларусь от 4 января 2003 г. - Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 8, 2/922.)

 Статья 117. Осуждение несовершеннолетнего с применением принудительных мер воспитательного характера

1. Если в процессе судебного рассмотрения будет установлено, что исправление несовершеннолетнего, совершившего преступление, не представляющее большой общественной опасности, или впервые совершившего менее тяжкое преступление, возможно без применения уголовного наказания, суд может постановить обвинительный приговор и назначить такому лицу вместо наказания принудительные меры воспитательного характера.

2. В соответствии с частью первой настоящей статьи суд может назначить следующие принудительные меры воспитательного характера:

- предостережение, заключающееся в разъяснении несовершеннолетнему последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных настоящим Кодексом;

- возложение обязанности публично или в иной форме, определяемой судом, принести извинение потерпевшему;

- возложение на несовершеннолетнего, достигшего пятнадцатилетнего возраста ко дню постановления приговора, обязанности возместить своими средствами или устранить своим трудом причиненный ущерб при условии, что несовершеннолетний имеет самостоятельный заработок и размер ущерба не превышает его среднемесячного заработка (дохода). В ином случае возмещение ущерба производится в порядке гражданского судопроизводства;

- ограничение свободы досуга несовершеннолетнего на срок от одного до шести месяцев, заключающееся в возложении на него обязанности соблюдения определенного порядка использования свободного от учебы и работы времени. Суд может предусмотреть запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома в определенное время суток, обязанность являться для регистрации в орган, осуществляющий контроль за поведением несовершеннолетнего;

- помещение несовершеннолетнего на срок до двух лет, но не долее чем до достижения им восемнадцатилетнего возраста в специальное учебно-воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение. Пребывание осужденного в специальном учебно-воспитательном или лечебно-воспитательном учреждении может быть прекращено досрочно судом, если несовершеннолетний исправился и нет необходимости в дальнейшем применении указанной принудительной меры воспитательного характера, а равно в случаях возникновения обстоятельств, препятствующих нахождению осужденного в этих учреждениях.

 3. Условия содержания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном или лечебно-воспитательном учреждении устанавливаются законодательством Республики Беларусь.

 4. В течение срока судимости при применении принудительных мер воспитательного характера, предусмотренных пунктами 1-4 части второй настоящей статьи, за несовершеннолетним осуществляется профилактическое наблюдение и на него возлагаются обязанности, предусмотренные частью второй статьи 81 настоящего Кодекса.

 5. В случае злостного уклонения несовершеннолетнего в течение срока судимости от исполнения принудительной меры воспитательного характера суд по представлению органа, ведающего ее исполнением, может заменить данную меру на более строгую, предусмотренную частью второй настоящей статьи.

Педагог социальный Т.А. Муха

 

 

   

 

 

Адрес: Брестская обл., г. Ганцевичи, ул.Матросова 60 тел./факс: 8 - 016 - 46 21316,
gantcevichi-internat@tut.by