РусскийБеларускiEnglish

 

Государственное учреждение образования
"Ганцевичская вспомогательная школа-интернат"

 

Об учреждении | Учительская | Обучающимся | Родителям | Воспитательная работа | Сервисы | Гостевая книга

 

Меню раздела

 

 

 

 

статистика посещений

Яндекс.Метрика

 

 


Приёмы су - джок терапии в коррекционно-развивающей работе

  Учитель-дефектолог Кунцевич Анна Сергеевна

Современная дефектология находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особенностями психофизического развития.

Большинство детей с интеллектуальной недостаточностью имеют нарушения или недоразвитие мелкой моторики, общей моторики и зрительно-двигательной координации. Движение рук бывает неловкими, несогласованными, у них часто не выделяется ведущая рука. Дети порой не в состоянии одновременно действовать двумя руками сразу. А также особенностью детей с нарушением интеллекта является отсутствие речи и задержка речевого развития. Использование приемов  су - джок терапии способствуют улучшению артикуляционных движений, подготовки руки к письму и, что не менее важно, повышает работоспособность коры головного мозга. Поэтому су - джок терапия является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие и развитие мелких дифференцированных движений пальцев рук.

В своей практике использую приемы су – джок терапии для профилактики и коррекции речевых нарушений у учащихся с интеллектуальной недостаточностью  путем воздействия на точки кисти ребенка с помощью массажера су – джок и массажных металлических колец.

Интерес к народной, а в том числе и к восточной медицине, начал появляться лишь в конце XX столетия, а прежде данная область знаний была доступна лишь узкому кругу специалистов. Су - джок вобрал в себя опыт врачевателей многих народов мира. В его основе – многовековая история народной и нетрадиционной, тибетской и китайской медицины, эзотерики, оккультизма, мануальной терапии.

Области коры головного мозга, отвечающие за движения органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Идущие в кору головного мозга нервные импульсы от пальцев рук “тревожат” расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность. Поэтому су-джок терапия может быть направлена на воздействие на зоны коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений. На кистях имеются точки (или зоны), которые взаимосвязаны с внутренними органами и различными зонами коры головного мозга. Поэтому, определив зоны соответствия речеобразующих органов и систем, можно воздействовать на них с целью профилактики и коррекции речевых нарушений.

В своей практике я применяю су – джок   массажеры в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики.

Задачи использования приемов су – джок терапии:     

1.      Нормализовать мышечный тонус, способствовать развитию координации движений пальцев рук, стимулируя речевые области в коре головного мозга.

2.      Использовать приемы су-джок терапии на различных этапах работы и этапах занятий по коррекции речевых нарушений.

3.      Содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности.

4.      Воздействовать на биологически активные точки по системе су  – джок.

Использую следующие приемы Су – Джок терапии:

                    Массаж специальным шариком

                    Массаж эластичным кольцом

                    Ручной массаж кистей и пальцев рук

       Для решения поставленных задач я ежедневно на каждом подгрупповых и индивидуальных занятиях включаю игры и упражнения с элементами cу - джок терапии.

Массаж позволяет активизировать межполушарное взаимодействие, синхронизировать работу обоих полушарий мозга. Их содержание и ритм максимально приближены к характеру самого движения, чтобы у ребенка возникал конкретный образ. Вначале дети выполняют упражнения, молча, по показу, затем, по мере формирования правильного произношения, проговаривают текст. Позже они произносят тексты самостоятельно. Массажировать следует не только кончики пальцев, а всю поверхность ладони. Это могут быть круговые движения шарика между ладонями, перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони, вращение шарика кончиками пальцев, сжимание шарика между ладонями, сжимание и передача из руки в руку, подбрасывание шарика с последующим сжатием между ладонями и т.д..При массаже пальцев эластичным кольцом, дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, сначала на правую, затем на левой руке, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

Таким образом, я использую элементы су-джок терапии на различных этапах работы и этапах занятий по коррекции речи:

НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ

ВИДЫ ЗАДАНИЙ

Характеристика звука

Рис. 6 Составление звуковой схемы слова

“Ты про звук нам расскажи, нужный шарик подбери”

“Я на шарик погляжу, все про звук вам расскажу”

Шарик подбирается в соответствии с характеристикой звука:

красный – для гласных;

синий с колечком – для звонких твёрдых согласных;

синий без колечка – для глухих твёрдых согласных;

зелёный с колечком – для звонких мягких согласных;

зелёный без колечка – для глухих мягких согласных. (Рис 6)

Связь звука с буквой

 

Рис.7 Прокатывание шарика по букве

 

Прокатывание шариком по написанной букве (Рис.7)

Написание буквы и её элементов прокатыванием шарика по поверхности стола, на ладони.

Развитие фонематического слуха

Рис.8 Телеграфисты

Покажи соответствующий заданному звуку шарик, услышав этот звук среди др. звуков, услышав слог или слово с ним. Спрячь шарик в ладонях, если звука там нет.

Возьми столько шариков, сколько раз услышишь данный звук среди других, слогов, слов с этим звуком.

“Если звук услышат ушки – подними шар над макушкой”

“Телеграфисты” (простукивание шариками заданного ритмического рисунка) (Рис.8)

Звуковой и слоговой анализ слов.

(“Раз, раз, раз, слово выложим сейчас…”)

Выкладывание звуковой схемы слова при помощи разноцветных шариков су-джок.

“По слогам словечко называй и на каждый слог шарик доставай”

1. Автоматизация звука в слогах, словах, фразах.

2. Дифференциация звуков в слогах, словах-паронимах, фразах.

3. “Звуки в стихах…”

“Шарик мы ладонью “стук”, повторяем в слоге (слове) звук”

“Шарик мне назад верни, слоги (слово) верно повтори”

“Слог да слог – и будет слово, мы в игру сыграем снова”

Поочередный массаж пальцев массажными кольцами с проговариванием стихотворений пальчиковой гимнастики.

“Шар обратно прокати, слоги (слово, фразу) измени”.

Проговаривание различных стишков, насыщенных корректируемыми звуками, в сочетании с массажными движениями шариками или кольцами.

Прокатывание шарика по звуковой дорожке, автоматизируя звук.

Работа по совершенствованию лексико-грамматического строя речи:

1) словоизменение;

2) словообразование;

3)отработка предложно-падежных конструкций;

4) работа над словарем

Рис.9 Игры с перекатыванием шарик

“Шарик кати – слово говори”.

Игры с перекатыванием массажёра друг другу:

“Один-много”, “Много – один”

“Назови ласково”, “Чей? Чья? Чьи?”

“Ловко с шариком играем и предлоги называем”

“Скажи наоборот” (Рис. 9)

Игры с половинкой массажера «По дорожкам»

«Пройди по дорожке и назови все овощи ласково» и т.д. (Рис.10)

Совершенствование навыков пространственной ориентации, ориентировка в схеме тела, развитие памяти, внимания.

 

 

Рис. 11 “Глазки зарывай, на каком колечко пальце – угадай”

“Слушай и запоминай, повторяй и выполняй”

Ребенка просят надеть колечко на определённый палец указанной руки или покатать шарик по инструкции.

“Глазки зарывай, на каком колечко пальце – угадай”

“Справа, слева я стучу – перепутать не хочу”

Игры с шариком су-джок, направленные на развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Рис. 12 Фрагмент выполнения комплекса «Ёжик на дорожке»

Комплекс “Разминка”

сборник материалов для автоматизации «Приключения Ёжика»

комплекс “Фокусник”

комплекс «Ёжик на дорожке»

прокатывание шарика по дорожкам различной конфигурации

Анализируя результаты работы за первый год, можно сказать, что:

           у детей увеличился объем и темп движения пальцев рук,

           движения пальцев рук стали более плавными и точными,

           улучшилась переключаемость движений и изолированные движения пальцев рук,

           исчезла скованность движений,

           вариативность использования су – джок массажера делает занятия более насыщенным, интересным и продуктивным.

Таким образом, су – джок терапия – это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод оздоровления и исцеления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях  специальными массажными шарами, использование которых в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создает функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком, оказывая стимулирующее влияние на развитие речи.

 

 

   

Министерство образования Республики Беларусь

 

Адрес: Брестская обл., г. Ганцевичи, ул.Матросова 60 тел./факс: 8 - 016 - 46 21316,
gantcevichi-internat@tut.by